Держи ритм!

Держи ритм!-alt
26
Апр
2016

Держи ритм!

Как-то Генрих Гейне, один из самых романтических немецких поэтов сказал о музыке удивительную вещь: "Что такое музыка? Она занимает место между мыслью и явлением; как предрассветная посредница, стоит она между духом и материей; родственная обоим, она отлична от них; это дух, нуждающийся в размеренном времени; это материя, но материя, которая обходится без пространства".

Все начинается с музыки: настроение, хорошее или плохое, любовь, сила духа, и даже день начинается с песен птиц. Музыка окружает нас во всем, музыка буквально "лечит" наши души.

Как именно это происходит, и почему стоит время от времени самому создавать музыку, как научиться "музыкально мыслить" рассказывает мастер барабанной йоги, автор и ведущий перкусионной школы по барабанам Валентин Богданов.

 

Валентин Богданов: "Люди учатся играть на барабанах не у меня, а у музыки"....


MyZen: Для начала расскажите, как Вы начали заниматься барабанами?

Валентин: Скажем так, в 15 лет мне хотелось стать рок-звездой. В школе мы группы создавали и решали, кто на каких инструментах будет играть. Я решил, что на барабанах проще всего, потому что для игры на них нужны собственно барабаны и большие мышцы. Но это уже было в подростковом возрасте. А если посмотреть еще дальше, мне было года четыре, наверное, и мы с бабушкой, когда она получала пенсию, ходили покупать какую-то игрушку для меня. И однажды, когда мы пришли в магазин, я увидел барабаны, и мне безумно захотелось иметь такие. Помниться бабушка пыталась меня отговорить, ведь они же громкие (смеется). Но я не соглашался ни как, только барабаны и точка. Таким образом, я получил свой первый барабан. Так что можно сказать, что пристрастие к барабанам у меня с самых малых лет.  А уже с 15 лет, когда уже играл в группах, я не останавливался и углублял свои умения. Это были рок-барабаны, мы очень хотели быть похожими на известные рок-группы как Нирвана, к примеру. Хотелось нам быть "крутыми" парнями!

 

MyZen: Так Вы и идете по жизни с барабанами, и даже преподаете. Но у Вас весьма необычное преподавание, а в виде йоги. Расскажите, почему барабанная йога? Что это такое?

Валентин: Когда я учился играть на барабанах, у меня все было по классике: преподаватель, все изучалось по нотам.  И что-то подобное я тоже решил организовать. Я уже давно преподаю в Чайном клубе, наверное, года четыре у меня тут организована барабанная школа, но это была просто перкуссионная школа. Но занимаясь, какое-то время с людьми, я начал замечать, что люди приходят не просто, чтоб на барабанах играть. Ученики не делают домашних заданий, нет какой-то цели, чтобы  изучить полностью барабан. Но они приходят каждый раз, платят деньги за это. И я стал размышлять – зачем именно они приходят ко мне на занятия? Это связано с барабанами, так как мы играем на них, но это не связано с обучением.

barabannaya_yoga

MyZen: И к какому выводу Вы пришли?

Валентин: Мои занятия основаны на барабанных кругах. Чаще всего ко мне приходят люди, которые работают в банках, или менеджеры, офисные сотрудники.  Идея заключается в том, что всем раздают барабаны и под моим руководством через какое-то время они начинают играть ритм вместе, их буквально начинает "переть", происходит нечто похожее на взрыв, энергетический всплеск, выброс. И хотя я не рассказываю им, как мы будем играть и что тут есть свои технологии, как это сделать. Но во время игры они объединяются, слушают ритм и сами его воспроизводят, и когда это происходит, стирается граница "Я". Оно расширяется, ученики все вместе превращаются в единый организм. Все работает на объединении, и я постоянно говорю, что они учатся не у меня играть, а у музыки. И я сделал вывод, что люди приходят именно за этим ощущением – единства. А "единство" на санскрите и означает "йога".

 

MyZen: А каким образом вот такое объединение, звук барабанов воздействует на сознание человека?

Валентин: Барабанная йога чем-то похожа на шаманский ритуал. У меня есть такая способность – разворачивать музыкальное пространство и включать в него людей, которые находятся рядом и участвуют в процессе. Как это происходит, я не могу объяснить правильно. Я разворачиваю музыкальное поле через Вишудху, и оно само втягивает в себя людей, даже в физике есть такое понятие, что любая система подлежит упорядочиванию. И тут работает два центра: Вишудха и Манипура. Вышудха разворачивает определённое музыкальное поле, а Манипура удерживает его не зависимо от того, что делают другие люди. Поле становиться из-за этого достаточно мощным и подтягивает людей в себя. Как результат – у них появляется возможность играть интуитивно. Ученики, вроде как, играют и не играют одновременно.

barabannaya_yoga

MyZen: Такое возможно?

Валентин: Да, благодаря этому они не могут ошибиться. Чтобы они не делали, музыка не развалиться, потому что я удерживаю моей Манипурой Вишудху, если говорить условно. Я воспринимаю музыку, как живое существо. Не зря существует термин "Живая музыка". Не стоит путать ее с "живой музыкой" в барах. Это разные вещи и состояния. То, что мы делаем на барабанной йоге – это живая музыка, а мы являемся ее проводниками, а когда ты уже полностью расслабляешься, то барабан начинает сам тебя вести.

 

MyZen: Как это состояние помогает человеку понять себя, расслабиться, снять стресс?

Валентин: Многие школы медитаций построенные на том, чтобы "выключить" свой ум, внутренний монолог на какое-то время и дать человеку временно побыть наедине с собой. То есть с помощью определенных ритуалов, ввести человека в состояние, когда ум выключен, но человек существует, присутствует. Это выводит человека за рамки ума. И мы на барабанной йоге также вначале учились просто выключать свой ум, а барабаны - это ритуал, который помогал нам это делать.

Второй момент, существуют техники, когда можно это сделать без применения каких-то ритуалов. Я о них постоянно рассказываю людям, делают они это или нет, это уже их  выбор. Но барабаны у нас уже не как ритуал, а в роли лакмусовой бумажки, которая показывает, насколько вне стен школы люди научились слушать, научились быть расслабленными, научились музыкально мыслить. То есть, в средине человека уже нет "шума". Это уже не просто какое-то постоянное радио, которое в нем издает звуки. У человека внутри уже собственный проигрыватель, которым он может управлять и самостоятельно выбирать, что послушать.

 

MyZen: А что означает "музыкально мыслить"? Как это можно понять?

Валентин: С точки зрения музыкального образования, развития  личности, мы учимся здесь музыкально мыслить. Это осознанное изучение еще одного языка. Не зря же говорят, что музыка - это универсальный язык. Барабаны имеют очень серьезную особенность в себе: на них можно сделать что-то сразу. Так не получиться с другими инструментами. Поэтому у них особенность такая, что их можно использовать и как музыкальные инструменты, и как ритуальные. Поэтому у нас тут и есть барабанная йога: я сам играю на барабанах, сам изучаю все эти процессы, сам это ощущаю и у меня есть возможность сразу передать эти знания другим и научить этому людей.

 

MyZen: Почему решили преподавать?

Валентин: Изначально это была меркантильная идея, для того, чтобы повысить свой статус. Я решил сотрудничать с музыкальной компанией, которая поставляет барабаны, мне нужно было повысить статус, как барабанщика. Для этого мне нужна была своя барабанная школа.  Изначально никакой задумки по поводу барабанной йоги не было. Я играл в Чайном клубе еще до всех школ, просто пил тут чай и выступал. Лишь недавно я открыл еще для себя и такое направление, как барабанная йога.  Долгое время я не предпринимал никаких попыток популяризировать это направление. Для меня эта школа, как отражение самого себя, насколько ярко я свечусь, настолько много людей будут сами каким-то образом приходить ко мне.

barabany

MyZen: А что касается музыкального образования? Есть ли место этому понятию в Вашей школе?

Валентин: У нас не классическая музыкальная школа, потому что здесь присутствуют вещи намного глубже, но это и не классическая школа йоги. Скорее моя школа находится на пресечении этих двух понятий. То есть я учу людей, как играть, у нас есть ноты, но мы также сосредоточены на саморазвитии. Меня очень интересовало управление вниманием и максимизация эффективности всех процессов благодаря вниманию. Именно за счет изучения этого понятия, мы также изучаем свойства некоторых энергетических центров, или чакр. И как использовать это в своей повседневной жизни.  Это тот акцент, который я делаю на занятиях по барабанной йоге. Это использовать максимально все те полученные здесь знания и умения в своей жизни постоянно, не только играя на барабанах. Я преподаю не ритмы, этого всего хватает в интернете, достаточно включить и самому повторять за лектором. Я учу людей немного более глубоким вещам. Начиная с того как правильно двигаться предельно расслабленно, чтобы люди не физкультурой занимались, а музыкой. Потому что мы играем не телом, а сквозь тело. Это самое важное чему я обучаю людей. Ведь Вы же не языком разговариваете, хотя он также принимает в этом участие, Вы в первую очередь мыслите. Также и в барабанах, если Вы освоите движения рук, научитесь быть полностью расслабленным, Вам уже не нужно будет думать, как играть. Самая большая проблема у людей, которые приходят играть – это их закрепощенность. Им тяжело расслабить тело, руки, ум. Это первый этап обучения.

А уже второй этап – изучение всевозможных комбинаций. Эти маленькие ритмы похожи на небольшие здания. В обычных школах учат повторять ритмы. Это имеет право на существование, я не имею ничего против. Но, я учу здесь людей создавать "кирпичи" различных форм, чтобы они смогли создавать собственную "архитектуру". Это и есть – музыкально мыслить.

MyZen: Спасибо за интересную беседу!

Автор Екатерина Сокольникова, специально для сайта MyZen.

Понравилось? Поделитесь ссылкой с друзьями!