Багуачжан: искусство плывущего дракона и летящего феникса

Про Багуачжан говорят так: «В этом стиле следует двигаться как дракон, крутиться, словно обезьяна, «играть» силой как сокол, опускаться как тигр». Он отлично развивает силу ног, улучшает координацию и подвижность, воспитывает выдержку, храбрость и твердость духа.

Заниматься ушу и не заниматься внутренним достижением (гунфу) – значит прожить жизнь впустую, говорили мастера. Узнать путь, искусство легко, а вот совершенствоваться в нем очень сложно. Ведь если ты один день позанимался, то один день приобрел. А если один день не позанимался, то 10 дней – впустую. Такова суть всех боевых искусств.

Особенности стиля БА-ГУА-ЧЖАН

В Багуа – главное спина и умение вращаться.

"Тело должно быть ловким, шаг быстрым, все элементы движения – тесно взаимосвязаны".

Мастера говорят:

"Когда что-то одно движется, нет ничего, что не двигалось бы. Когда что-то одно останавливается, нет ничего, что не пребывало в покое".

Так и в Багуа.

Дословно слова "ба гуа"– это восемь триграмм, восемь символических знаков из древнего китайского трактата, которые соответствуют направлениям сторон света. Багуачжан в древности также называли Юшень Багуачжан, Багуа ЧжуаньЧжан и Багуа Лянь ХуаньЧжан.

Особенность стиля – чередование ладоней с одновременным движением по кругу. Он объединяет древнюю методику Даоинь с искусством атаки и защиты при вращении по кругу.

Багуачжан это непрерывное движение, где одна ладонь переливается в другую, во время перемещения по кругу.

В китайском трактате сказано:

"Мягкость и твердость взаимосоприкасаются, восемь триграмм раскачивают друг друга", что означает – "движение не прекращается никогда, а трансформации бесконечны".

Сила Багуа в непрерывных тренировках, как с мастером, так и самостоятельно. Для того, чтобы овладеть этим искусством не нужно вступать в парные тренировки. Мастера говорят, что вначале нужно самостоятельно тренировать лишь формы, не пытаясь их понять. И нарабатывать тем самым внутреннюю силу.

"Снаружи тренируй мышцы и кости, внутри тренируй Единое ци", - рассказывают мастера.

bagua

Когда формы станут частью произвольных движений ученика, понимание придет само по себе. Поэтому, прежде всего – движения должны стать частью учащегося, лишь тогда он будет готов к парным тренировкам.

Багуачжан красивый вид боевых искусств. В нем преуспевает достаточно много женщин. Он мягкий, плавный, гибкий. Но и в тоже время - сильный, опасный. В нем переплетаются Инь и Ян. Вместе с красивыми мягкими движениями применяются сабли, копья, мечи, алебарды и многое другое оружие. А некоторые мастера Багуа достигали такого высокого уровня внутренней силы Ци, что могли одним лишь ударом поразить противника.

Как овладеть искусством Багуа

Есть несколько стадий изучения Багуачжан.

  • Изучение основных поз. На этом этапе не нужно торопиться. Главное не просто запомнить движения, а наработать каждый жест, каждую форму, выстроить правильную осанку, прочность "столба" - голова, корпус, ноги, руки все должно быть едино, стоять как "скала". Самое главное на этом этапе – правильно поставить шаг. В тоже время должна присутствовать легкость и плавность движений.
  • Наработка координации и согласованности движений. На этом этапе ученику следует освоить всевозможные способы перемещения. Мастера писали, что ученик после второй стадии должен уметь "перемещаться подобно плывущему дракону и летящему фениксу".
  • На третьей стадии тренируются изменения позиций. Тут в силу вступает не просто тело и физическая сила. На этой стадии нужно совершенствовать мышление. Внутреннее должно быть едино: разум должен руководить телом. Движения должны быть легко, вращения свободны, а движения выполняться свободно по своему усмотрению.

Культура занимающегося БАГУАЧЖАН

В наше время традиционные стили ушу, такие как Багуачжан, Тайцзицюань, Синьицюань воспринимают не более, чем красивую гимнастику, оздоравливающую тело. В этом есть доля правды.

Мастера говорили на этот счет так:

"Позанимаешься кулачным искусством сто раз – и тело выпрямиться само".

Но у этой пословицы есть продолжение:

"Позанимаешься кулачным искусством тысячу раз – и правда проявится сама".

Традиционное ушу - это не просто гимнастика для тела, это гимнастика для ума, души, внутреннего мира. Это путь. И для человека, ставшего на это путь – искусство должно стать стилем жизни, стилем мышления, нужно соблюдать правила.

В традиционном ушу нет такого понятия, как просто тренировать формы, или мышцы. Здесь много правил, которых нужно придерживаться как обучающемуся, так и мастеру. Ученик должен быть самокритичен и требователен к себе в физическом плане, но и также поддерживать и развивать в себе высокие моральные качества – нельзя воровать, сквернословить, пьянствовать, распутничать, жадничать. Нужно быть скромным и почтительным. Не зря говорят, занимаясь ушу – 10 лет не показывайся миру.

Мастер ушу также должен быть безупречен обликом и манерами, всеобъятен и возвышен духом, открыт другим в учении, всегда держаться радушно и вежливо.

Автор: Екатерина Сокольникова, специально для сайта MyZen.

27.10.2016


Просмотров 1956