Тайцзи: боевое искусство, гимнастика или стиль жизни

Писать о том, что такое Тайцзицюань, не нужно. Это один из самых распространенных внутренних стилей ушу. Получил распространение в Китае более 300 лет назад, в начале династии Цин в 1660 году. Его создателем считают Чэнь Вантина, воина, возглавлявшего отряды народного ополчения, защищавшие уезд Вэнь за три года до падения династии Мин.

Еще по одной версии, Тайцзицюаньзародился в 19 веке, у истоков стиля стоял даос Чжан Саньфэн. Он объединил даосские внутренние практики управления энергией с различными стилями боевого ушу.

В древнем Китае детей заставляли заниматься Тайцзицюань палкой, так как часто владение боевым искусством становилось средством заработка или выживания.

Сегодня в Китае, на улице можно встретить сотни людей, которые занимаются этим искусством добровольно.

Большой интерес к Тайцзицюань появился и у европейцев. Сначала интерес проявлялся как к боевому искусству. Но из-за его медленных и плавных движений, многие стали считать Тайцзи (taijiquan) скорее гимнастикой для улучшения здоровья, чем боевым искусством.

Действительно, у практикующих Тайцзи (тайчи) – расслабляется тело, появляется глубокое и естественное дыхание. А плавные дугообразные движения приводят к гармонии «внешнего» и «внутреннего», прочищаются каналы, кровеносные и лимфатические сосуды, улучшает состояние костной, мышечной и пищеварительной систем. Как исследуют европейские ученые, занятияТайцзицюань дают оздоравливающий эффект при лечении таких хронических заболеваний, как неврастения, невралгия, гипертония, гастрит, болезни сердца, артрит, диабет и другие.

Но для мастеров традиционного ушу Тайцзицюань - это не боевое искусство, не гимнастика, не оздоровление. Для них это всегда было дорогой к Высшему.

«В тайцзи каждому движению можно найти боевое применение. Но это не суть Тайцзицюань. Прежде всего, это духовный путь. Об этом в своих статьях писал профессор Малявин. Для людей, которые практикуют его в Китае, это путь. Они закрытые, мало с кем общаются. Эти люди занимаются не гимнастикой, не оздоровлением, не просто философией. Они буквально занимаются духовной практикой. К примеру, возьмем любого монаха. Что для него может быть важнее в жизни, чем приближение и путь к Богу? Так же можно сказать и о практикующем традиционное ушу», - рассказывает о Тайцзи Александр Гор, инструктор традиционного ушу.

Достаточно раз увидеть Тайцзицюань в исполнении мастера, чтобы навсегда полюбить этот стиль. Но часто массовость и широкое распространение стиля отрицательно сказываются на его качестве. Многие увлекаются внешней стороной движений, не улавливая сути Тайцзи, что превращает его в танец или гимнастику. Именно это снижает эффект занятий этим стилем ушу.

Настоящие мастера Тайцзи способны, концентрируя в ударе энергию ци, ломать толстые доски практически без замаха. Мастера рассказывают, чтобы достичь такого Гунфу (т.е. высшего мастерства) нужно выполнять форму каждый день от 6 до 8 раз последовательно, без перерывов. Если упражняться слишком быстро или слишком медленно – испортиться форма. Если делать форму 6 - 8 раз в день, но непоследовательно - не будет продуктивности. Если делать форму один раз утром и раз вечером – это хорошо для здоровья, но это не ведет к развитию способностей в воинских искусствах. Первые несколько подходов служат лишь подготовкой. Только после четвертого или пятого повторения форма начинает действовать.

«Движения тайцзи необычные, уникальные. Ничего нет подобного в обычной гимнастике. Эти движения нельзя прерывать во время практики. И когда ты постоянно тренируешься, повторяешь за мастером, постепенно появляются ощущения, как будто в теле, что-то движется, ощущение некого тока, который идет по руке», - делиться своим опытом Александр Гор.

Частый вопрос от людей, которые решают изучать ушу – какой стиль лучше. По одной из классификаций существуют такие направления Тайцзицюань:

  • тайцзицюань семьи Чэнь;
  • тайцзицюань семьи Ян и его разновидности;
  • тайцзицюань У Юйсяна;
  • тайцзицюань У Цзяньцюаня;
  • тайцзицюань семьи Сунь.

Мастера же отвечают просто: «Есть только одно Тайцзи».


Какой он – человек-тайцзи?

Как говорят, человек-тайцзи – это человек, «заболевший» этим искусством. Это человек с высокими моральными качествами. Целеустремленный и терпеливый. Китайцы не всегда хотят учить европейского человека, потому что мы пытаемся сначала понять, найти смысл в тайцзи, и быстро овладеть стилем. Буквально мы хотим найти «таблетку», которая позволит легко и без усилий стать мастерами. А это невозможно.

«Европейцам тяжело практиковать традиционное ушу. У нас всех нет целеустремленности, терпения. Жизнь течет быстро, время бежит. Люди куда-то спешат, все хотят быстрей, быстрей. А ушу требует методичности, спокойствия, терпения и длительности. Ты должен каждое утро вставать и тренировать формы. Тренировать годами. Иначе ничего не будет. Ушу намного глубже, чем нам кажется. Сначала мы подтягиваем тело. Появляется энергия. Дальше у нас упорядочивается ум, приходит осознание», - говорит Александр Гор.

Тайцзи - это инструмент для познания высшего, познания самого себя.


Что получит занимающийся Тайцзицюань?

Конечно же, физическое и духовное здоровье, долголетие.

Второе - средство для релаксации и снятия напряжения, возможность быстрого преодоления стресса.

Третье, гармонизацию эмоциональной сферы и межличностных отношений.

Четвертое, просветление и понимание себя, осознание.

Но нужно помнить, если Вы ищете себе мотивацию, чтобы заниматься Тайцзи, будь-то книги, фильмы или желание быть, как кто-то – возможно, Вы избрали не правильный путь. Тот, кто любит ушу, не ищет причины заниматься им. Это так же, как любящий фрукты, не ищет причин, чтобы их есть.

Автор Екатерина Сокольникова, специально для сайта MyZen.

21.09.2016


Просмотров 1171