У Син и Чай
Вода питает Дерево, из древесины проявляется Огонь, пепел огня превращается в Почву, земля выкристализовывает и рождает Металл, на острие металлического лезвия собираются капли росы, где роса есть проявление Воды.
И так по кругу, Вода, Огонь, Почва, Металл и снова Вода. Это есть У Син (Пять Элементов).
Древнекитайскую систему мировосприятия можно также применять и при взаимодействии с чаем. Есть несколько различных по смыслу подходов в использовании пяти первоэлементов. Один из них описывает всё окружающее и используемое человеком, связывая это со стихиями, их свойствами. Это может привести к пониманию, через какие рычажки можно совершенствовать и направлять своим вниманием в чаепитии.
Итак, пройдемся по пунктам.
Вода
В древних текстах воде уделяется особое внимание. В трактатах говорится, что очень важно, какая именно вода (колодезная, родниковая, талая, структурированная, очищенная или бутилированная). В одном из трактатов династии Сун отмечено, что при приготовлении чая вода занимает 8/10 части по важности и качеству, и лишь 2/10 занимает сам чай. Стоит заметить, что в былые времена чай в целом, был достаточно приличного качества, как теперь принято говорить "hand made" и "organic". И при этом, разная вода, каждая по-своему, контактирует и раскрывает чайный лист.
Вода - один из основных элементов в чаепитии, с помощью воды можно как и приготовить вкуснейший чай, так и испортить качественное отборное сырье.
Можно пробовать заваривать чай на разной воде, экспериментировать, искать наиболее приятный, мягкий, балансирующий вкус и ровное состояние. В горах можно находить разную воду с источников, водоемов. Даже делать талую воду из лежащего на земле снега. Можно пробовать настаивать на минералах, на кремнии, серебре. Если есть вдохновение и время более внимательно подойти к делу, можно исследовать окрестность своего города, продегустировать воду разных источников. Эти водоемы могут быть даже при храмах, что ещё интересней.
Огонь
Воду называют матерью чая, а огонь учителем. Попробуйте подогреть по-разному воду и Вы убедитесь, что чай будет разный. Одно дело всем привычный электрический чайник, другое - термопара, третье - плита на газу. Что говорить о самоваре, распаленном на шишках в сосновом лесу? Такой огонь имеет свой особый характер.
Еще совсем недавно люди Востока готовили воду в отдельной утвари - шуй ху (в Китае). Это чугунный, либо керамический, либо даже каменный чайник. Достаточно большой по вместимости, который обычно долго набирает температуру и также долго остывает. Как правило, в нем грели воду для чая, а также варили порошковый, измельченный зеленый чай с добавлением соли (до династии Тан, до 800-х годов).
Сейчас речь идет об огне. В древности кипятили воду на специально выложенных углях! У японцев и по сей день существует особый метод выкладывания углей. И это не так просто, как может показаться на первый взгляд. К слову, огонь может быть еще проявлен на чайном месте или на чабани в виде свечи.
Если относиться к стихиям с уважением, вниманием и с глубокой почтительностью, то можно заметить характер того же огня. И поверьте (а лучше проверьте), качество воды, подогретой в электрическом чайнике будет отличаться от воды, приготовленной на сосновых углях.
Почва
Почва - это земля, глина, керамика. Из этих природных материалов делают чайную утварь. Как же многогранен и прекрасен мир чайной посуды! Это целое искусство и самовыражение гончаров и ремесленников. Только лишь представьте: из мокрой лепешки глины, похожей на пластилин, изваять пиалу и залить её таким узором цветной глазури, отображающим человеческое бездонное око или часть нашей Галактики!
Когда ты любишь чай, начинаешь ценить и вкушать действительно качественную, душевную посуду.
Одно дело, когда завод лепит семь миллионов одинаковых чайников, другое дело - мастер делает неповторимый, один такой в целом мире чайник, с которым еще удается познакомиться лично, улыбнуться ему и поблагодарить. Что здесь говорить? Нужно пробовать, как чайраскрывается в разной посуде! Стакан, гайвань, чайник разных объемов и материалов, большая пиала Танского стиля, кофейный кемекс и сифон, или даже декантер...
Путь чая - путь простоты и естественности. Это может быть простая пиала для заваривания листового чая. И пить из неё будет хотеться, проживая каждый глоток чая, наблюдая за внутренним узором, который оставляет чай.
Чай и есть то самое ритуальное растение, если угодно растение силы, которое воздействует и мягко изменяет наше восприятие окружающего.
Дерево
Здесь и так все ясно как день. Дерево - это чайный лист. Сейчас качественный чай на дороге не лежит. Это весьма узкая сфера. Рынок высококачественного и коллекционного сырья настолько невелик на территории СНГ, что пока нет речи о конкуренции. Чай имеет смысл приобретать в специализированных магазинах.
Чтобы глубже разобраться, понять особенности - совет: возьмите отдельный сорт чая, к примеру, утёсный улун Да Хун Пао (Большой красный халат). Покупайте понемногу, на одно заваривание, в разных магазинах (элитных бутиках, магазинах, в торговых центрах, простых отделах). Пьете, дегустируете, сравниваете и познаете новое. С опытом человек все четче понимает: где редкая горькая гадость, подделка, а где благородный, мягкий, обволакивающий, постоянно меняющийся чай. Так Вы будете приучать себя к качественному, действительно вкусному чаю, который не требует, чтобы его заглушали сахаром с бутербродом.
В чае важна цельная красивая форма (внешний вид), цвет настоя (прозрачный, чистый), вкус, стойкое послевкусие и состояние. Это называют пятью чайными драгоценностями.
Когда чай выступает в роли микроскопа по выравниванию собственного самочувствия, мы имеем дело с состоянием. Но это тема отдельного эссе. Скажу только, что целостный чай - это наличие всех пяти факторов, оказывающих на человека в нужное время, в нужном месте, правильное влияние, и именно то, что сейчас нужно (бодрое тонизирование/ глубокое расслабление/ созерцание и т.п.).
Также следует отметить, что в европейском взгляде на первоначальные стихии, Дерево соответствует Воздуху (а как такового Воздуха в китайской теме нет). Отмечу пару интересных факторов о воздухе, как о стихии. Без него не было бы Огня, да и жизни вообще
Также Воздух может символизировать аромат благовоний. Сянь Дао - путь аромата, достаточно утонченная субстанция. Ведь рецепторы воспитываются чаем и со временем приобретают способность чувствовать больше, чем обычно, и резкие ароматы тяжело переносятся человеком. В то же время, тонкие изящные японские благовония или качественные индийские, тибетские, китайские находят своё место в нашей жизни. Вы можете слегка оттенить пространство близким Вам ароматом, но не слишком концентрированным и резким, чтобы не перебить аромат самого чая.
Металл
Данной стихии соответствует сам Человек. А себя можно совершенствовать когда и где угодно. Ты всегда с собой, чтобы не происходило во внешнем мире.
Чай - один из инструментов, который направляет на некое развитие, на стремление к совершенству, к вечному.
Так, многие даосы шли к бессмертию, а буддийские практики - бодхисаттвы - посвящали свою жизнь во благо всех живых существ.
Иисус говорит о любви к ближнему и молитве Всевышнему - это и есть Путь. Путь, который каждый проходит вечно в одиночку и в компании всего живого одновременно.
А чай... А что чай? Чай, как уже говорилось выше, всего лишь друг и компаньон в осознании себя самого. Спасибо ему на этом!
При взаимодействии с пятью элементами, человек стремится к совершенству. Каждый момент жизни - уникален и неповторим, не бывает одинаково заваренного чая. В одну реку не входят дважды. Сегодня ты один, завтра другой. Иное количество чая, температура воды, время настаивания, посуда, даже влажность за окном. Что говорить о метафизических первопричинах?
Сам принцип достаточно прост и ясен: чем больше внимания мы уделяем процессу, тем больше живого мы вкладываем и "пропускаем через кожу". Особую воду так и хочется пить по-особому, смакуя каждый глоток, останавливаясь, неспешно растягивая этот момент проявления Жизни.
Заваривание чая - это не физика с цифрами, цельсиями, миллилитрами. Это не нахмуренный лоб и считающий проливы ум, вечно жаждущий шоу, яркого, нового. Заваривание чая имеет больше дело с музыкальной акустической утонченной композицией, или щебетом птичек ранней весной в парке. В таком мире в каждом вздохе кроется вечность, а в выдохе благодарность.
Автор: Климент Матюнин, специально для сайта MyZen.23.11.2016
Наши занятия
Контакты
- (044) 507-17-59, (095) 271-52-10
- Киев, бул. Дружбы народов 7
- Работаем с 10:00 до 22:00
- Напишите нам