Зачем я практикую Цигун

(Лекция Александра Барабаша на ретрите Цигун, август 2019)

Начнем с самого главного. Часто у начинающих практиков возникает такой вопрос: «Зачем сидим/стоим в медитации так долго? Зачем мучаемся?» Очень правильный вопрос. Каждый его себе задавал. Особенно те, кто действительно участвовал в длительных медитациях. Ведь за окном поют птицы, можно было погулять по травке, покупаться. Помню, как я - молодой, здоровый парень, сидел в Шаолине в многочасовой медитации во время своего первого ретрита. Мне было тогда 28 лет. Сижу и сижу, сижу и сижу. А ещё во время ретрита требовалось воздержание и очень строгая диета - разрешалось употреблять только небольшое количество фруктов. Вот сижу и мысли приходят: «Жизнь, то идет». Слышу как за окном дети прыгают, тренируются, галдят, а я сижу... Так что я очень хорошо понимаю, как возникают такие мысли. Но почему-то я продолжал упрямо сидеть дальше. И до чего-то всё-таки досиделся и теперь понимаю, что надо сидеть дальше, потому что досиделся еще не до всего. Это так, если кратко.

Аудитория:

Хочу понять для чего я сижу.

Для того, чтобы понять для чего же я сижу, нужно ответить на вопрос «Что такое «сижу», и чем я занимаюсь когда сижу?». А ещё на вопрос «Кто такой «я»?». Потому что, когда мы поймем «Кто такой «я»?», тогда вообще все становится ясно. Но пока начнем издалека. Какие цели у нас есть? Вообще зачем мы живем? Какие цели может ставить перед собой человек?

Аудитория:

Много разных целей.

В этом история всего человечества.

Аудитория:

Достигнуть Бога. Это наверное основная цель. Достичь его.

А кто разделил нас с Богом?

Аудитория:

Кто-то же разделил?

Правильно. Кто-то разделил, но кто? Эх, не получается с вами издалека, вы сразу суть хотите:) В действительности именно “я” сам себя со всеми разделил. И с Богом “Я” сам себя разделил. “Я” сам решил, что мне здесь и сейчас некомфортно. Что нужно куда-то бежать, что-то делать чтобы стало комфортно. Куда-то побежал, там сначала стало хорошо, а потом не очень и ты снова побежал как хомячок в колесе. Поэтому издавна мудрецы во всех уголках мира, будь то Китай, Индия, Мексика или у нас, понимали, что «я» это такая концепция, которая живет в нашем уме. И весь мир тоже находится в уме. Потому что где находится все, что мы знаем про мир?

Аудитория:

В уме. В сознании.

В уме. Мы еще и дорисовываем его все время. А как мы получать любую информацию из окружающей среды?

Аудитория:

Через органы чувств.

Точно. У нас есть 5 основных органов чувств. Например, когда мы что-то трогаем, у нас на кончике пальцев происходит какая-то гальваническая реакция, потом по нервной сети идут какие-то импульсы и все это собирается в голове. Также и через слух, зрение, вкус и обоняние. Именно в уме рисуется определенная картинка мира. Так было с самого нашего рождения. И даже ещё до рождения. С утробы матери. Все собиралось в голове и формировалась картина мира. Нам кажется, что эта комната и люди, которые здесь сидят, что это все естественно и существует само по себе. На самом деле это всё у нас в голове. Если у кого-то в голове есть призрак, то он может увидеть его в этой комнате. И так, получается, что вы все сидите у меня в голове. Может быть вас на самом деле и нет. Просто мне все сниться. Или это сниться вам? :)

Аудитория:

Это иллюзия.

Как в известной притче у Чжуан-цзы про бабочку? Все помнят?

Аудитория:

Напомните.

Как то раз Чжуан-цзы проснулся. Сел в кровати и сидит. Не встаёт, как обычно. Уже и слуги к нему подходят, а он всё сидит. «Чжуан-цзы что случилось?» - спрашивают. А он отвечает: «Сон мне снился. Будто я бабочка и весело порхаю над цветами. И в какой-то момент я осознал, что я Чжуан-цзы, которому сниться, что он бабочка. А теперь я проснулся и думаю, что возможно я бабочка, которой сниться, что она Чжуан-цзы».

Потому что все в уме. Отсюда, что следует? Хотите управлять миром - учитесь управлять умом. Поэтому цель в цигун, как и в йоге... Кстати, кто занимается йогой? Какая цель йоги, помните?

Аудитория:

Освобождение?

Остановка движения ума.

Аудитория:

Читта вритти ниродха.

Совершенно верно. Читта вритти ниродха. Если мы говорим про цигун, то какая у нас есть цель? Пауза ума. И когда у нас наступает пауза, вот эта вся картина мира, всё, что накапливалось с детства через все органы чувств, всё что кто-то сказал, всё к чему вы прикасались, оно вдруг останавливается и рассыпается, как песочный замок от морской волны. Оно накапливалось всю жизнь. Потом через всё что накопилось мы начинаем воспринимать весь окружающий мир. И что не совпадает с нашим опытом мы игнорируем или отвергаем, а то что нам подходит - мы берем. И вот, всё что мы собирали с детства теперь взять и остановить. И вдруг остаться наедине с самим собой. Без этой всей картины, которую собирали, в полной пустоте. Вот тогда то мы на самом деле и разберёмся с тем, кем являемся на самом деле. Вот это и является той целью, ради которой нужно так долго сидеть в медитации. И пока мы сидим, вот это все внутри начинает вариться и лезть через все щели наружу. Пытается прорваться и доказать свою важность. Как же ж без этого? Мы же жить не сможем без этого и т.д. Нужно просто перетерпеть. А потом наступит пауза. Рано или поздно она наступит. Это вкратце.

Но не понятно, а что же делать? Мы сидим, сидим, а у нас там за ухом чешется. Ягодицы болят. И кушать хочется. И бежать. И что-то воздуха не хватает. Еще чего-то не хватает. Как же это сделать? Опытные товарищи подскажите?

Аудитория:

Сидеть дальше. Дышать праной.

Сидеть. И хорошо, если нам хватит осознанности вспомнить то, что все, что с нами происходит, это всё не я, это всё лишь накопленная мной картина мира. Вообще, высшее мастерство, это когда мы помним это и в обычной жизни. Обычно когда у нас плохое настроение, мы считаем, что это из-за того или из-за этого или из-за вон того. А потом просыпаешься «Что это? Это у меня в голове что-то? Я же сам хозяин своего ума!». Взял, перевернул прожектор на себя и опять все хорошо. Тоже самое и во время длительной медитации - сидим и наблюдаем. Наблюдаем, что происходит. Как оно все вылазит. Как интересно вот это вылезло? А вот это вообще вылезло из детства. Я и не помнил совсем про это. Сидим, сидим, сидим. Пока все не вылезет. И дальше становится хорошо. Становится хорошо, благостно. И совсем уже ничего не хочется. Хочется сидеть дальше. Но это тоже временно. Это хорошо, но оно потом пройдет. Это та же самая иллюзия и надо опять же сидеть дальше. И так сидеть до полного вхождения в состояние паузы. До остановки ума.

Что нам в этом может помочь? В этом нам может помочь хорошая физическая форма. Потому что, если мы сидим, но при этом болит спина, или тошно, или с желудком что-то происходит, то нам очень сложно. Поэтому сначала нужно нам укрепить наше физическое тело. Напоминаю, что у нас в нижнем Дань Тянесобирается энергия, которая называется жизненность. По китайски она называется цзин. Переводится, как «семя», но по сути это энергия жизненности, семя жизни. Это та энергия тумана, которая течет по нашим каналам, меридианам и дает нам жизнь. Чем у нас больше энергии тумана, тем у нас лучше самочувствие, больше биополе. Мы уверены и прекрасно себя чувствуем. Но, когда мы себя хорошо чувствуем, потом наступает момент, когда нам опять чего-то не хватает. Не хватает каких-то эмоций, радости от жизни. Хочется как-то пожить. Снова и снова нам хочется почувствовать этот вкус жизни. А вкус жизни находится в среднем Дань Тяне.

Аудитория: 

Эмоции.

Да, здесь наши эмоции. Здесь наше дыхание. Здесь собирается ци, которая переводится, как «дыхание». Дыхание жизни. По сути здесь дыхание жизни. Некоторые люди говорят что цигун, это практика дыхания. Отчасти это верно, потому что дыхание, как процесс имеет открытие и закрытие. Т.е. по сути дела инь и ян. Мы отдаем и наполняемся. И вот здесь в среднем Дань Тяне наш центр. Это и есть наполнение жизнью. А потом пренаполнились мы жизнью. Радуемся, радуемся. Сколько ж можно? Уже ж нарадовались. Сел и думаешь «И чё вообще дальше?».

Это «чё» находится в верхнем Дань Тяне. Потому что в верхнем Дань Тяне находится энергия, которая называется шэнь. Переводится, как «дух». Мы же все знаем, что все мы бессмертные души, вошедшие в тело. А чего это я бегаю почём зря? Я же зачем-то пришел в этот мир? Значит чего-то хотел. И хочется разобраться зачем я сюда пришел. Вот когда мы наполняем и прорабатываем верхний Дань Тянь, тогда мы начинаем понимать куда нам двигаться. Что нам делать, а что нам делать не надо. То есть, у всех этих хаотичных движений среднего Дань Тяня появляется направление. И появляется оно в верхнем Дань Тяне.

Если вкратце, то можно сказать, что нижний Дань Тянь - это наша стабильность. Это наша уверенность. Это наша наполненность. Средний Дань Тянь - это наша яркость чем больше там энергии, тем больше яркость. А верхний Дань Тянь - это наша ясность. Ясность, почему все происходит так, как происходит. Ясность, куда мне идти. И ясность, кто я такой. Это наша базовая троица, конечно условно, как и любая модель, но всё же это базовые 3 понятия, которые вместе составляют единицу, одно целое. Мы условно себя разделили на 3 составляющие, чтобы удобней и лучше было в себе разобраться, чтоб было понятней.

Конечно можно двигаться дальше за пределы этих трех. И сказать «Хорошо. Я здесь стабилизировался в материальном мире. Здоровье у меня хорошее. Все нормально. И тут в груди, у меня много хороших эмоций. Много друзей. Семья. Дети. Хобби. Тут в голове, я тоже выстроил цели. Я туда-то двигаюсь. А что же находится вообще за пределами этого всего? Что там дальше? Что такое небытие? Откуда я пришел? И куда я потом отправлюсь?». Для этого и существует еще и 4-я ступень цигун. Которая учит недеянию и выходу за пределы этих трех, в некотором смысле эгоистичных центров собственного «Я». Четвертая ступень - выход за пределы. Выход за «Я». Для того, что бы на 5-й ступени реализовать истину окончательно. Что тут самое главное из этих трех?

Аудитория:

Все главное.

Да, всё главное. Потому что, бывает нам не хватает здоровья. Бывает не хватает эмоций, жить вообще не хочется. А бывает не хватает понимания. Все время куда-то на грабли наступаешь. И как только на грабли наступил, так сразу и активировал граблями верхний Дань Тянь. И сразу вроде всё понял, на какое-то мгновение вспышка просветления наступила, а потом опять... У нас же физическое тело устроено таким образом с точки зрения медицины… Вы знаете как поддерживается жизнь?

Аудитория:

Сердцем, легкими.

А что поддерживается сердцем и легкими?

Аудитория: Энергия,Дыхание.

Мозг поддерживается! То есть, если вдруг человек упал и не дышит, то нужно делать искусственное дыхание. И пока мы ему делаем искусственное дыхание и массаж сердца, чтобы кровь с кислородом двигалась, мозг продолжает жить. Человек живет. Его можно реанимировать. Потому что, без искусственного дыхания через 5-6 минут, реанимировать его можно, но он будет овощем. А если еще пройдет 3-4 минуты, то уже наступает биологическая смерть. Т.е. с точки зрения медицины самое важное - это мозг, то есть наша ясность, которая находится в верхнем Дань Тяне. А в среднем Дань Тяне находятся функции поддерживающие мозг, подпитывающие его кровью и обогащающие эту кровь кислородом, то есть сердце и легкие. А для того, чтобы это держалось в одной оболочке, существует нижний Дань Тянь. Это вся пищеварительная система, чтобы было из чего это тело строить и чем его питать. Это мочеполовая система, чтобы себя как-то размножать, а все лишнее из себя выводить. Это такие поддерживающие функции, которые не являются первостепенными. Относительно конечно. Поэтому в принципе, все просто с этой штукой, в которой мы с вами на этой Земле находимся, живем. Оно как-то дышит. Все нормально. Живем. Хотя тут у нас жизнь короткая, всего лет 80-100. И надо за это время разобраться. Куда ж дальше за поворотом двигать? И в какой университет дальше поступать?

На семинаре 1-й ступени цигун, я рассказываю, что в цигун выделяют 3 цели. 1-я цель - достижение крепкого здоровья и продление молодости. Это то, что нужно всем. И крепкое здоровье больше всего связано с нижним Дань Тянем. Вторая цель это что?

Аудитория:

Любовь, счастье.

Отношения.

Любовь ко всему миру.

Да. Все живые существа хотят счастья. А третья цель у нас какая?

Аудитория:

Ясность.

Бессмертие.

Точно. А ещё есть «мудрость». Это не аналитический ум. Мудрость имеет отношение и к сердцу и к уму.

Аудитория:

Мудрость сердца?

Да. Человек может быть умным, но не мудрым. А может казаться простаком, но иметь мудрость. Каким образом мы достигнем наших целей? Упражнениями! Упражняем себя. Все свои три ипостаси. Мы состоим их материального, физического тела. У нас есть наша энергия, которая в нас течет. Качество этой энергии лучше, хуже. Меньше или больше. И у нас есть информационная составляющая. Можно называть ее словом сознание, или словом дух, или словом душа. Путаница возникает, потому что в разных философских системах это по-разному называется. По сути, это некая штука, которая и является нами. Это есть мы.

Вы ещё спрашивали “Можно ли наших целей достичь другим способом, чтобы не сидеть долго? Потому что тяжело долго сидеть”.

Аудитория:

Можно с таблетками.

С точки зрения цигун ответ - нет. А ещё в цигун есть принцип: “кажется есть, кажется нет”. Я думаю, никто не возьмется утверждать обратное :)

Аудитория:

У каждого своя длина пути.

В нашем бесконечном мире, бесконечное количество путей. Кто-то сел, выпил чашку чая и познал бесконечность. Все это может быть. Но люди, которые используют древние системы такие, как йога или цигун, движутся в системе, которой много много тысяч лет. Эта система проверена временем. Она точно ведет туда, куда нужно. За пару тысяч лет многие по ней прошли и достигли высочайших высот. Нам понятно, что это работает. В конце ХХ века появилось много интересных систем. Систем работы с умом естественно, и сдвига нашего сознания куда-то из привычной нам картины мира.

Аудитория:

Например.

Многие здесь проходили гностический интенсив и практику ПЭАТ. Есть много других современных практик. Можно использовать какие-то внешние препараты, которые тоже определенным образом сдвигают нашу точку сборки для того, чтобы увидеть пластичность реальности. Все эти системы в ХХ веке конечно же очень популярны. Потому что тебе не надо 3 года подметать полы, чтобы потом учитель дал тебе какую-то мантру и в конце концов лет через 15, ты чего-то достигнешь. Сейчас мы живём в век скоростей и хочется быстрых методов. И они есть. Можно очень быстро чего-то достичь, но есть минус: если ты быстро двигаешься, то неизвестно куда тебя занесет и как ты с этим справишься, а также насколько глубоки и тотальны изменения внутри тебя. Но, по крайней мере это есть. И каждый выбирает свой путь.

Есть ещё такие хорошие системы, возможно вы их знаете, это холотропное дыхание и ребефинг. С помощью определенного дыхания мы тоже можем свой ум ввести в определенное состояние, которое изменяется. Но для всех этих практик конечно же, нужен хороший проводник. На первое время по крайней мере точно, потому что, цель у нас не изменить состояние сознания, а освободиться. Когда употребляются психотропы, тоже нужен хороший проводник, который знает куда нас провести. Какую задачу нам нужно решить. Он видит, знает и может подсказать, когда вы находитесь в измененном состоянии сознания. Он начинает каким-то определенном образом «масажировать» вам мозг, чтобы проблемы ушли и ясность наступила. Вопросы?

Аудитория:

Что такое ребефинг?

Вообще, дыхательные техники для изменения состояния сознания широко популяризировал Станислав Гроф. Поначалу он изучал воздействие ЛСД на сознание, но потом ЛСД в Америке запретили. Он занимался йогой и обнаружил, что определенные пранаямы могут очень сильно сдвигать сознание похоже на то, как это делают различные препараты. И он стал экспериментировать с различными видами дыханий и разработал простой и доступный метод, который можно было транслировать в широкие массы. Он назвал это метод холотропное дыхание, от древнегреческих holos «целое», и tropic «направление». Но были и другие экспериментаторы. Один из них предложил использовать дыхательные психотехники для перепроживания процесса рождения и избавления от родовых травм. Ребефинг переводится с английского как перерождение. Позже эта техника стала использоваться для освобождения любых психологических травм.

Аудитория:

Что такое ПЭАТ?

ПЭАТэто техника Живорада Славинского, мистика и психолога. Аббревиатуру ПЭАТ можно расшифровать как психоэмоциональная акупунктурная терапия. Есть базовый ПЭАТ, а есть глубокий ПЭАТ. Глубокий ПЭАТ нужно тоже делать с тем, кто поможет правильно направить процесс.

Есть ещё интересная книжка «Турбо-Суслик». Это не ПЭАТ, это другая техника, которая также помогает освободиться от программ подсознания. Там идея в том, что каждым человеком по сути руководят определенные программы. Это то, что мы набрали за целую жизнь. И эта система предлагает все это стереть, чтобы нас ничего не трогало, и тогда возможно стать сверхчеловеком.

Аудитория:

А нельзя стереть лишнее?

Можно). В книге есть предостережение. Так что если вы чего-то не хотите стирать, лучше этого не делайте. А если хотите, то слишком не спешите. В чем опасность того, что вы начинаете всё стирать? С одной стороны все выглядит очень заманчиво. Все стереть и остаться чистеньким. Это прекрасно, но мы же являемся чем? И на что мы опираемся, когда мы действуем? Мы опираемся как раз на эти свои программы, которые каким-то образом у нас возникли. Кто-то опирается на свои комплексы. Где-то мы опираемся на какие-то жизненные травмы. Особенно на детские травмы. Опираемся на какие-то модели поведения родителей или других людей, которых мы себе выбрали в качестве эталона. Это наши опоры. Мы даже на плохие вещи опираемся. Мы опираемся на обиды. Мы злимся на кого-то. И вдруг, бац и ты не обижаешься, не злишься и думаешь: “А я вообще существую? Что за фигня вообще? Я бы раньше что-то бы сделал, а сейчас ничего не хочу делать. Сделал бы из-за злости. Из-за обиды. Сделал бы из-за желания что-то сделать.” А теперь ничего не делаешь. Уже ничего не мешает. Сидишь и смотришь вдаль, или в глубь. Это очень быстрый путь. Поэтому, как и любой быстрый путь, он несет в себе определенные опасности, опасность что сознание не успевает адаптироваться. Поэтому, хоть эти вещи и очень интересные, но делать их нужно постепенно, не спеша. После очередной проработки, когда убирается какая-то программа, надо подождать два, три, пять дней. Посмотреть, как вы себя чувствуете, на что опираетесь. И желательно на место, освободившееся от этой программы сразу же залить что-то хорошее. Если не новую позитивную программу, то хотя бы что-нибудь светлое, хотя бы свет.

Аудитория:

Опираться на любовь.

Да, Любовь залить. Радость.

Аудитория:

Эмоции счастья.

Счастье.

Аудитория:

Мне непонятно. Если так много систем и они работают, то почему я не вижу вокруг много счастливых людей.

Ответ лежит в плоскости вопроса: «А что такое счастье?». Каждый же по своему понимает. Для одного счастье это прыгать, скакать и кричать.

Аудитория:

Скажите пожалуйста, что вас привело к тому, что в 28 лет вы пошли на такие шаги? Как вы пришли к этому?

Разочарование в жизни. Отсутствие определенных ответов на главные вопросы. Потому что до 28 лет в социальном плане полностью реализовался. Вроде всё есть и всё хорошо. Денег заработал достаточно. Семья. Сын родился. Дом. Машина. Дача. Друзья. Всё.

Аудитория:

И вы пришли разобраться?

И началась какая-то пустота образовываться. А потом еще начался кризис в 2008 году. И всё началось рушиться. Бизнес, семья, всё начало рушиться. Оставалось либо практиками заняться, либо запить.

Аудитория:

Как вы считаете? У вас было счастье? А потом все начало рушиться и появилось непонимание?

Дело в том, что, как и все мы, я возможно где-то подменял понятие «счастья». Мы двигаемся к чему-то по примеру или по шаблону того, что нам якобы нужно для счастья. Деньги, семья, материальные блага. Но для счастья как бы, вообще ничего не нужно. А вот если счастье зависит от внешних вещей, то рано или поздно у нас и случаются такие кризисы. И в эти минуты люди, как правило, начинают искать ответы на вопросы. Поэтому, как говорил Сократ «Женишься или нет - всё равно останешься неудовлетворен».

А теперь предлагаю это все замедитировать, потому что информации много и нужно, чтобы она где-то там по полочкам разложилась... 

Лекция Александра Барабаша с Ретрита Цигун.

08.04.2020


Просмотров 5017